Единственное в Балтии шоу Дэвида Гетты пройдет в Таллине

Новейший худрук Белгосцирка: "Закон режиссуры везде схож"



В KUMU открылась выставка искусства Северных государств

На выставке демонстрируются и работы узнаваемых французских живописцев: Ле Корбюзье, Амеде Озенфана, Хуана Гриса, Андре Лота и Фернана Леже - ярчайших представителей парижской художественной жизни, оказавших ощутимое влияние на формирование живописцев - выходцев из Северных государств.

Работы для выставки предоставили именитые художественные музеи, такие, как Музей современного искусства «Луизиана», Государственный музей искусства Норвегии (Nasjonalmuseet), Центр Помпиду, Музей современного искусства Швеции (Moderna Museet), Музей танца в Стокгольме (Dansmuseet - Musée Rolf de Maré), также личные коллекции.

В центре внимания куратора выставки Глэдис Фабре - поиски живописцами своей идентичности в художественном мире, заполненном самыми разными идеями 1920-х годов. В своём выборе работ куратор подчёркивает необходимость освещения творчества живописцев из Швеции, Норвегии, Дании, Латвии, Литвы и Эстонии.

По словам Фабре, живописцев той эры объединяла вера в экзистенциальную суть всепригодных ценностей. Для почти всех живописцев конкретно современные европейские метрополии предоставляли возможность изучить и отдать определение духу времени. Живописцы Франциска Клаусен, Рагнхильд Кейсер, Торвальд Хеллесен, Отто Густаф Карлсунд, Гёста Адриан-Нильссон, Романс Сута, Александра Бельцова, Никлавс Струнке, Витаутас Кайрюкштис, Мярт Лаарман, Эдуард Оле и др. выражают в собственной живописи уникальный модернизм, главной движущей силой которого было общение живописцев, также воспоминания от выставок в России, Польше, Париже и Берлине. Из эстонских создателей на выставке также представлены Арнольд Акберг, Эдмонд Арнольд Блюменфельдт, Александер Кримс, Хенрик Ольви, Феликс Рандель и Яан Сийрак.

Заглавие выставки «Электромагнитное» позаимствовано из стихотворения Блеза Сендрара «Le Panama ou les Aventures de me Sept Oncles» (1918), динамика которого, названная в своё время «симфонической» даёт панорамный взор на эру. Живописцы, работы которых представлены на выставке, игрались важную роль как у себя на родине, так и на международном уровне. На их творчество в разной степени оказали влияние политические, социальные и экономические условия эры меж 2-мя глобальными войнами.

Работы Густавса Клуциса, манипулирующие фотоматериалами, носят политический пропагандистский нрав, и относятся быстрее к конструктивным. Умножение художественных средств выражения показывают бесчисленные художественные журнальчики, также опыты в области кино. К золотому фонду авангарда 1920-х годов принадлежит кинофильм Викинга Эггелинга «Symphonie Diagonale» (1924). Воплощённая в кинофильме мысль музыкально-абстрактного зрительного языка передаёт беспрестанное движение форм и времени, формирование синтеза прошедшего и реального в «течение времени».

Выставку сопровождает богато иллюстрированная публикация на британском языке, редакторами которой являются Глэдис Фабре, Герд Морланд, Тоне Хансен, а создателями текстов - Глэдис Фабре, Ингвилд Крогвик, Ян Торстен Алстранд, Даце Ламберга, Викторас Лиуткус, Лийз Пяхлапуу.

Выставка открыта в Художественном музее KUMU до 18 мая 2014 года.