По данным Европейской аудиовизуальной обсерватории (EAO; оценки рынка РФ организация приводит со ссылкой на «Невафильм Research» и «Кинобизнес сегодня»), в 2013 году Россия стала вторым по посещаемости кинотеатральным рынком в Европе. Число проданных билетов в стране подросло за год на 10,5%, до 173,5 млн, что позволило ей обойти Англию, где рынок сократился на 4%, до 165,5 млн билетов. 1-ое место сохранила Франция, посещаемость там также снизилась - на 5,3%, до 192,8 млн билетов.
В валютном выражении российский рынок пока остается только четверым в Европе опосля Англии (€1,3 миллиардов), Франции (€1,2 миллиардов) и Германии (€1,023 миллиардов). В РФ в 2013 году кассовые сборы достигли 41,874 миллиардов руб.(около €0,988 миллиардов по среднему курсу ЦБ за этот период). Выходит, что билет в кино в РФ в 2013 году стоил в среднем существенно дешевле, чем в остальных странах с наикрупнейшими сборами,-- 241,4 руб. (около €5,7) против Ј6,5 (около €7,7) в Англии и €7,9 - в Германии.
В целом в Евросоюзе в 2013 году посещаемость кинозалов свалилась на 4,1%, до 908 млн проданных билетов, что стало вторым худшим результатом для этих государств в XXI веке, подчеркивает EAO. Прирост показывали в основном только страны Центральной и Восточной Европы: Болгария (16,7%), Румыния (13,8%), Литва (6,8%).
Movie Research в феврале 2013 года оценивала количество кинотеатров в России на уровне 2,17 на 100 тыс. зрителей, указывая, что для обычной обеспеченности россиян кинопоказом этот уровень должен быть приблизительно вдвое больше.
Падение посещаемости кинозалов в европейских странах - цикличное явление, которое через пару лет сменится трендом роста, уверен гендиректор «Невафильм Research» Олег Березин. По его словам, в ближайшее время усилилась конкурентнсть кинотеатральному просмотру в том числе со стороны телевизионного контента. «Глобальных обстоятельств для роста посещаемости кинозалов в России на данный момент нет. Вероятнее всего, положительная статистика обоснована в том числе улучшением учета проданных билетов»,-- считает государь Березин. Это подтверждается и официальной статистикой. Как докладывал «Ъ», по итогам прошедшего года в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах кинофильмов в кинотеатрах уже попадают данные о киносетях, обеспечивающих приблизительно три четверти настоящих кассовых сборов страны.
Иностранные аналитики именуют и остальные предпосылки негативных результатов кинопрокатного рынка. Так, комментируя падение кассовых сборов в Германии, южноамериканский еженедельник Variety в прошлом январе указывал сначала на особенно теплое лето, вызвавшее отток зрителей из кинозалов. Объявляя характеристики по Англии, в исследовательской компании Rentrak отмечали отсутствие в 2013 году приметных кинохитов, которые завлекли бы аудиторию, традиционно игнорирующую кинозалы, как сделал «Король говорит» в 2011 году. Похожие предпосылки именует и французский CNC (Государственный центр кинематографии): за весь год ни один кинофильм в стране не сумел привлечь хотя бы 5 млн зрителей. Не считая того, во Франции, где по сопоставлению с остальными странами Евросоюза более сильна толика российского кино, в 2013 году она сократилась с 40,3% до 33,3%. Для сопоставления: в России толика кинофильмов местного производства выросла с 15,5% до 18,1% в кассовых сборах, а самого высочайшего уровня в Европе она добивается в Турции - 47% по итогам 2012-го и 58% - по итогам 2013 года.
Павел Ъ-Белавин