4 января рижские ценители российского романса собрались в Рижском музее югендстиля, чтоб насладиться пленительными переливами сопрано Элины Митиной и романсами, популярными в Российской империи на рубеже 19-20 веков.
Выступление популярной оперной дивы перед своим, рижским слушателем, прошло при аншлаге: умеренный по размерам, но комфортный музейный зал с винтажной обстановкой чуть вместил всех желающих.
В выполнении Элины Митииной прозвучали как известные произведения («Ночь светла», «Колокольчик», «Милая, ты услышь меня»), так и редкие, также цыганские романсы и популярные мелодии из кинофильма «Жестокий романс» («Любовь - магическая страна», «А напоследок я скажу...»).
Мягенькая, задушевная манера выполнения солистки в купе с мощным голосом произвели на слушателей огромное воспоминание. Песни глубоко тревожили, тревожили, вызывали щемящую тоску, боль, удовлетворенность.
Элина Митина-Шигабутдинова - рижанка, певица, владеющая прекрасным лирико-колоратурным сопрано, с юношества серьезно занималась музыкой, с 17 лет пела в православных храмах Риги, в Рижском хоре «Благовест», в муниципальном хоре «Латвия». Опосля музыкальной школы-студии «Ридзе» поступила в Санкт-Петербургскую госконсерваторию имени Римского-Корсакова, окончив ее в 2004 году по трем специальностям - оперный певец, камерный певец-исполнитель и преподаватель вокала.
Еще во время учебы Митина активно участвовала в концертах в Риге, Санкт-Петербурге, Казани, пела сольные партии в постановках Муниципального театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории.
Ее имя отлично понятно не только лишь в Латвии и России, где начинался ее творческий путь, да и в остальных странах Европы. В ближайшее время дома певица бывает изредка из-за нередких гастролей за рубежом. Тем более, на родине успела отдать сольные концерты в союзе с известными латвийскими исполнителями на больших концертных площадках (Ave Sol, Домский собор, Baltais Fligelis в Сигулде, «Дзинтари» в Юрмале), воспринимала роль во почти всех культурных мероприятиях, концертах, и фестивалях, проводимых в Риге.
Новейший вечер российского романса - не 1-ое выступление оперной певицы в Рижском музее югендстиля. Дебютный музыкальный салон состоялся тут ровно два года назад.
«Музыкальные салоны мы проводим с позапрошлого года. Нужно огласить, что организовать такие салоны тяжело: нужен определенный антураж, отыскать который непросто. И Рижский музей югендстиля, эта квартира, где находится музей, очень соответствует требованиям музыкального салона», - произнесла Элина Митина в интервью порталу DELFI.
«Попытки проводить музыкальные салоны предпринимались и ранее, но поставить их на постоянную базу за эти годы не много у кого вышло. К огорчению, организовать концерт в музее проблемно, но мы развиваем это направление, есть несколько идей. Одна из их - проведение вместе с российскими сотрудниками одноактной оперы, без оркестра и в сопровождении фортепиано. Надеюсь, что это осуществится. А ежели получится договориться с музеем - будет замечательно!», - заверила певица.
По ее словам, на данный момент большее внимание, чем до этого, она уделяет преподаванию. Митина - один из работающих преподавателей Рижской детской академии телевидения и радио.
«Занимаясь преподаванием, приобретаю новейший опыт. Мне нравится симбиоз, который стараюсь привнести в довольно консервативное обучение вокалу. Это и завлекает ко мне учеников, и является необычным подходом к обучению», - отметила оперная дива.
Она добавила, что с совершенно малеханькими детками занимается лишь дикцией, без вокала. «Язык преподавания у меня взрослый, и небольшому ребенку он будет просто непонятен. Потому, обычно, возраст моих учеников - 12 лет и старше», - объяснила певица.
Элина Митина поведала и о ближайших творческих планах. Ежели год назад у нее был большой тур по Европе с концертами на произведения Сергея Рахманинова, то в этом году, по случаю двухсотлетия со дня рождения Миши Лермонтова, показывается спектакль «Демон» по одноименной поэме российского поэта. Создатель сценической постановки «Демона» - управляющий Российского театра поэзии и музыки в Нью-Йорке Рустем Галич, а Митина исполняет роль Тамары.
«В сценическом действе "Беса" воедино соединились поэтическое слово, элементы драматического театра, музыка и танец. В каждой стране проект обретает новейшие черты. В этом году спектакль "Бес" пройдет во всех городках Европы, где есть "Российские дома" - в Вене, Праге и т.д..
А во 2-ой половине года, поближе к осени, у нас задуман иной чрезвычайно большой проект - в Санкт-Петербурге под заглавием "Елагин полуостров". Я дружу и тесновато сотрудничаю с нашими известными живописцами Ермолаевыми, Виталием и Людмилой. И на данный момент нас больше интересуют не столько концерты, как таковые, а симбиоз в виде художественно-музыкально-поэтических вечеров и композиций, включающих в себя несколько составляющих - слово, музыку, живопись», - сказала Митина.
На вопросец, станут ли традиционными международные музыкальные фестивали имени Сергея Рахманинова, которые проводились в Риге в 2010-м и 2013-м, их организатор выразила надежду, что фестиваль будет ежегодным, и 3-ий по счету может состояться уже в последующем году.
«Организация фестиваля - непростая и тяжелая задачка, нуждающаяся в большой поддержке, которую, как досадно бы это не звучало, мы практически не чувствуем. Все упирается в средства. Да, у нас есть несколько узнаваемых спонсоров, Рижская дума помогает бесплатным предоставлением концертных залов. Но для приезда узнаваемых солистов и звезд нужен приличный призовой фонд. У нас его пока нет. Два первых фестиваля провели лишь на спонсорских деньгах, и на том, что заработали на билетах», - объяснила Элина Митина.
«В прошедшем году Рахманиновский фестиваль замечательно провел Миша Казиник, в Риге выступали такие звезды мировой величины, как солист "Метрополитен Опера" Миша Светлов (бас, Нью-Йорк), Станислав Соловьёв (фортепьяно, Санкт-Петербург), пианист, органист, композитор, доцент Латвийской Академии музыки Атис Степиньш, президент Copenhagen Summer Festival Поль Розенбаум (Копенгаген), 11-летний скрипач из Швеции Даниэль Лозакович.
Главные задачки фестиваля - представить зрителю новейшие, достойные внимания идеи, также открыть юных композиторов и музыкантов. Фестивали, подобные Рахманиновскому, оставляют калоритные воспоминания посреди музыкантов, но не очень увлекательны обывателю: чтоб оценить весь масштаб мероприятия, необходимо быть проф музыкантом.
Потому в рамках фестиваля Рахманинова, произведения которого составляют базу мероприятия, мы делаем какие-либо премьеры. К примеру, в прошедшем году весь фестиваль был закручен вокруг 38-го опуса Рахманинова, куда вошли два романса, которые до этого к нему не причислялись. Один из романсов был исполнен мною в новеньком виде. Кстати, сейчас в моих планах - записать диск романсов Рахманинова», - поведала Митина.
Ворачиваясь к теме романсов, которые оперная певица исполняет на российском и монгольском языках, Элина Митина выделила, что таковым методом пробует приобщить слушателей к сиим двум культурам, но в собственных выступлениях не смешивает направления.
«Концерты по "Русским домам" - это прославление российского языка, а популяризацией монгольской музыки занимаюсь в рамках проекта "Сограждане": программа крупная, на два отделения, работаю с казанскими оркестрами и монгольскими исполнителями», - добавила она.
Как призналась Элина Митина, самый впечатляющий концерт, в каком она воспринимала роль, состоялся в 2005 году, когда Казань отмечала свое тысячелетие.
«Было много узнаваемых исполнителей - группы "На-На" и "Караван-Сарай", певица Алсу, а посреди зрителей находились все главные лица Татарстана, в том числе и 1-ый президент Минтимер Шаймиев. Я выступала в самом начале концерта, но словами атмосферу праздничка тяжело передать: это было что-то незабываемое!
Неизменное воспоминание осталось и от выступления в Кремлевском дворце в Москве, который поражает своим масштабом, величественностью. А вот самое необыкновенное выступление было в прошедшем году в Европарламенте. Перед евродепутатами и иными чинами я исполнила монгольскую народную песню "Туган тел", - вспоминала она, добавив, что посреди бессчетных партнеров-исполнителей ей тяжело выделить кого-либо 1-го.
"Каждое новое совместное выступление с пианистами, органистами, певцами, режиссерами, сотрудниками в театре дает мне что-то новое, познавательное", - заключила певица.