Фестиваль кино
Организаторы Английского фестиваля не скрывают собственной пробританской ориентации, хотя в крайние годы им не удавалось раздобыть для гала-премьер открытия и закрытия довольно впечатляющих премьерных картин, снятых британцами, и приходилось сдаваться на милость Голливуда. На этот раз в первый раз с 2006 года фестиваль открылся боевиком про сомалийских пиратов «Капитан Филлипс» (Captain Phillips), создатель которого Пол Гринграсс хотя бы по национальности британец, хотя, на самом деле, голливудский режиссер.
Так и уроженец Варшавы Павел Павликовский, выпускник Оксфорда, издавна является английским кинематографистом, хотя его «Ида» - самая польская его картина, и по продакшену, и на самом деле. Большая героиня данной для нас черно-белой драмы брессоновского оттенка, осиротевшая во время 2-ой мировой, воспитывалась в монастыре, и сначала 60-х собирается принять монашеский обет. Мать-настоятельница желает, чтоб Ида встретилась со своими оставшимися в живых родственниками, и та знакомится с тетей, которая работает судьей, ведет очень свободный стиль жизни и открывает племяннице темную тайну из домашнего прошедшего. «Иду» председатель жюри британский кинокритик Филипп Френч раздельно похвалил за глубину и тонкость, с которой режиссер Павликовский подошел к болезненной теме фашистской оккупации и холокоста.
В поощряющей юные островные дарования номинации «Лучший начинающий английский кинематографист» был награжден сценарист-дебютант Джонатан Эссер за твердую тюремную драму «От звонка до звонка» (Starred Up) Дэвида Маккензи. Заглавие картины обозначает пенитенциарную практику, согласно которой в особенности трудновоспитуемых молодых преступников помещают во взрослую тюрьму - в данном случае молодой герой встречает там собственного отца.
Самой, но, трогательной встречей 57-го Английского кинофестиваля стала встреча 91-летнего сэра Кристофера Ли и Джонни Деппа, вручившего патриарху английской кинематографии и «национальному сокровищу» знатный приз за вклад в киноискусство BFI Fellowship, также слегка удивившего собравшихся своим перевоплощением в кудрявого блондина с есенинской прической.
Ежели приз за наилучший кинофильм вручается в Лондоне только с 2009 года, то Sutherland Award за наилучший дебют - одна из наистарейших наград, которой в различные годы удостаивались Бернардо Бертолуччи, Жан-Люк Годар, Райнер Вернер Фассбиндер и Микеланджело Антониони.
На этот раз она досталась сингапурскому кинофильму «Илоило» (Ilo Ilo) Энтони Чэня, уже получившего «Золотую камеру» за наилучший дебют в Канне,-- это домашняя история, действие которой происходит накануне денежного кризиса 1997 года: безбедные сингапурцы берут в дом филиппинскую горничную, чье возникновение обостряет психические препядствия в отношениях меж хозяевами и их сыном-подростком.
Еще одну заслугу с длинноватой историей - приз имени Джона Грирсона за наилучший документальный кинофильм - получил дебютант Поль-Жюльен Робер, снявший частично автобиографическую картину «Мои отцы, моя мама и я» (My Fathers, My Mother and Me) о жизни австрийской коммуны Фридрихсхофф, основанной в 70-е акционистом Отто Мюлем, в какой сам режиссер провел 1-ые 12 лет жизни, пока ее не распустили в 1991-м. Воссозданные по архивной хронике и воспоминаниям коммунаров характеры раскованных и лишенных предрассудков, но не пороков жителей коммуны произвели на членов жюри наиболее драматический эффект, чем жизнь людей на сибирском и европейском концах известного газопровода Уренгой--Помары--Ужгород, о которой ведает «Труба» Виталия Манского, участвовавшая в документальном конкурсе.
«Труба», уже награжденная призами «Кинотавра» и пары интернациональных фестивалей, в Лондоне была отмечена особым упоминанием жюри за неповторимую операторскую работу. Не считая того, «Роскино» представляло на Английском фестивале при поддержке компании «Аэрофлот - Российские авиалинии» еще две картины: в одной из внеконкурсных секций под заглавием DARE были показаны два психических триллера - «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова и «Стыд» Юсупа Разыкова, полностью надлежащие концепции этого фестивального раздела, который собирает отважных кинематографистов, способных нарушить душевный удобство зрителя.