Как и «Социальная сеть» Дэвида Финчера, «Пятая власть» базирована на свидетельстве бывшего соратника, ставшего противником главенствующего героя. В случае с фильмом о Цукерберге история была изложена по большей части исходя из убеждений Эдуардо Саверина, участвовавшего в разработке «фейсбука». В «Пятой власти» рассказчик - боевой товарищ основоположника WikiLeaks Даниэль Домшайт-Берг, разошедшийся с Ассанжем во взорах на этику информационной войны и позднее написавший книжку «Внутри WikiLeaks: мое время с Джулианом Ассанжем на самом небезопасном веб-сайте в мире».
Но ежели Саверин у Финчера смотрелся дураком, то Домшайт-Берг (Даниэль Брюль) в «Пятой власти» всего только носитель обывательского сознания. В голове у него скучновато, как в кабинете, - режиссер Билл Кондон часто указывает нам, как этот персонаж метафорически представляет для себя тайную компанию, в какой работает: это унылое помещение с рядами столов и компами, разве что заместо ковролина под ногами не то песок, не то снег.
Поначалу Домшайт-Берг увлекается романтикой партизанской войны с международными корпорациями и всевластными правительствами, потом начинает подозревать, что Ассанж (Бенедикт Камбербэтч) фанатик и маньяк с подавленными комплексами. Интересно показать детали героической борьбы (разоблачения действий американских военных в Афганистане, налоговых схем в швейцарском банке Julius Baer и т. д.) у режиссера не выходит, потому энтузиазм к сущности происходящего пропадает достаточно быстро, как политический триллер «Пятая власть» проваливается, и на 1-ый план выходит драма отношений меж артистичным безумцем Ассанжем и хомяком Домшайт-Бергом.
Вокруг их еще есть какие-то люди - журналисты The Guardian (Дэвид Тьюлис и Питер Капальди), германский взломщик (Мориц Бляйбтрой), исландская активистка (Карис Ван Хаутен) - но, невзирая на то что их играют далековато не крайние актеры, сценарист про их совершенно ничего не вымыслил, и режиссера они тоже занимают в 30 третью очередь.
Чуток наиболее жирными мелодраматическими красками прописаны в кинофильме те, кто по другую сторону фронта: они посиживают в огромных американских кабинетах и беспокоятся о коллегах-агентах, работающих под прикрытием где-нибудь на Ближнем Востоке и рискующих заплатить жизнью за деятельность WikiLeaks. Формально основной конфликт конкретно этот. Что важнее - правда, лишь правда и ничего, не считая правды либо судьбы определенных бойцов невидимого фронта (за 1-го из их, арабского интеллектуала, создатели кинофильма дают не на шуточку побеспокоиться).
Но мировые скандалы, интриги, расследования - ерунда рядом не столько даже с моральными страданиями, сколько с бытовыми неудобствами, которые терпит в кинофильме Даниэль Домшайт-Берг по вине Джулиана Ассанжа. Лишь собрался заняться с подружкой сексом, как в дверь снова стучится харизматичный бродяга с мешком компромата. И хотя Ассанж худ и белобрыс, в выполнении Камбербэтча это, естественно, Карлсон, который живет на крыше и норовит втянуть тоскующего в буржуазном уюте Малыша в сомнительные авантюры, чтоб насолить всяким интернациональным фрёкен Бок. Лишь питается этот Карлсон гб инфы - такие у него тефтели, варенье и печенье.
В общем, мы здесь флешками балуемся