Стрейчс: Рижской студии издавна уже нет

Сводный брат Барака Обамы написал воспоминания о отце

Биография Роя Лихтенштейна

Южноамериканский живописец, график и архитектор, один их основных представителей поп-арта Рой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein) родился в 27 октября 1923 года на Манхэттене (Нью-Йорк, США) в семье брокера.

В 1940 году закончил личную школу для мальчишек Franklin School for Boys. Посещал Парсонскую новейшую школу дизайна.

Учился живописи поначалу в Студенческой лиге искусств Нью-Йорка (Art Students League), потом - в Институте Огайо.

В 1943-1945 годах - во время 2-ой мировой войны - был обязан прервать обучение, служил в армии, участвовал в военных операциях американских войск.

В 1946 году закончил факультет изобразительных искусств Института Огайо и остался там преподавать набросок и дизайн.

В 1948 году в первый раз выставил свои работы в галерее Ten-Thirty в Кливленде.

В 1951 году свершилась 1-ая персональная выставка художника в Carlebach Gallery на Манхэттене.

Опосля закрытия выставки Лихтенштейн переехал в Кливленд, где прожил до 1957 года, нередко меняя место проживания и работу. Он преподавал набросок, занимался дизайном посуды, работал чертежником и оформителем витрин.

В 1950-х годах Лихтенштейн начал привносить в свои картины заглавия и маркетинговые тексты, фрагменты диалогов и т.п. В 1956 году он сделал первую работу предвестницу стиля поп-арт - литографию «10 долларов» (Ten Dollar Bill).

В 1957 году Рой Лихтенштейн вновь переехал в Нью-Йорк и начал преподавательскую деятельность в Институте Нью-Йорка в Осуиго. В этот период живописец начал активно работать в стиле абстрактного экспрессионизма.

С 1960 года преподавал дизайн и теорию искусства в Дуглас Институт (Douglass College).

С 1961 года стиль работ Лихтенштейна начал изменяться. Под влиянием работ собственного коллеги Аллана Капроу, он обратился к использованию в картинах комиксов и узнаваемых персонажей мультов, благодаря которым сделал собственный просто известный стиль и получил всемирную известность. Создавая коллажи и картинки, мастер помещал отлично известные всем зрительные клише в новейший неожиданный контекст, часто добавляя им гротескные черты. К этому периоду относятся такие известные картины как «Стиральная машина», «Девушка с мячом», «Посмотри-ка, Мики!».

В работах первой половины 1960-х годов живописец употреблял очень скудную гамму, почаще всего лишь черно-белый (либо бело-голубой) тон, позволяющий совершенно передать стилистику печатных репродукций.

В 1962 году Лихтенштейн начал серию полотен, основанных на сюжетах фаворитных комиксов All-American Men of War. 1-ый показ работ в новеньком стиле состоялся в Галерее Лео Кастелли. Все выставленные на выставке картины были проданы.

В 1963 году живописец начал серию картин, изображающих дам из комиксов D.C. Comics' Girls' Romances и Secret Hearts.

Одной из самых именитых работ этого периода стала картина «В машине» (1963). На ней живописец в точности воспроизвел фрагмент известного комикса, увеличив его до неописуемых размеров, заместо цветов цвета он употреблял растровую точку (benday dots), классический способ, используемый при типографской печати.

В 1963 году свершилась 1-ая выставка художника в Европе - в галерее Sonnabend (Париж).

С 1964 года диалоги начали равномерно исчезать с полотен художника, в живописи Лихтенштейна стали преобладать схематичные пейзажи и натюрморты.

В 1965 году городской музей Амстердама Stedelijk Museum в первый раз заполучил сделанное по мотивам комиксов полотно художника As I Opened Fire для собственной неизменной коллекции.

В 1966 году Лихтенштейн сделал постеры для 4-ого кинофестиваля в Нью-Йорке (New York Film Festival), участвовал в Венецианском бьеннале.

В феврале 1968 года в английской галерее The Tate Gallery свершилась крупная ретроспективная выставка художника. В 1969 году ретроспектива работ Роя Лихтенштейна прошла в музее Гуггенхайма (Нью-Йорк).

В 1970 году картины Лихтенштейна показывались в южноамериканском павильоне на выставке Expo'70 в Осаке (Япония).

В 1970-х годах живописец обратился к графике (серии «Бык» (1973) и «Мастерская художника» (1974)), начал применять декоративные мотивы искусства американских краснокожих, сделал пастиши узнаваемых классических картин («Натюрморт с золотыми рыбками», 1972).

В 1977 году увлекся статуей, создавая расписные либо декорированные патиной фигуры из бронзы.

В 1992 году воодушевленный творчеством Гауди Лихтенштейн сделал Голову Барселоны (Barcelona Head) - 19-метровую глиняную статую для летних Олимпийских игр в Барселоне (Испания).

В 1990-е годы Лихтенштейн написал серию жанровых картин Late Nudes. Рисуя обнаженное тело женщины, он опять обратился к комиксам и своим ранешным скетчам. Классический прием benday dots уступил место широким и броским мазкам в духе абстрактного экспрессионизма.

В 1996-1997 годах Лихтенштейн разработал логотип для звукозаписывающей компании Dreamworks Records. Эта работа стала одним из крайних трудов художника.

Являлся членом Американской академии искусства и наук, медиком изящных искусств Саутгемптонского Института (Southampton College) в Нью-Йорке, медиком искусств Института Огайо.

В 1996 году Лихтенштейну было присвоено звание знатного доктора изящных искусств Института Джорджа Вашингтона.

Рой Лихтенштейн "Look Mickey"

За свои творческие работы он был удостоен целого ряда знатных наград в области искусства: медалью Сковехеганской школы (1977), премией «За творчество в живописи» Института Брандейса (1991), Государственной медалью искусств (1995), премией японского фонда Inamori (1995).

Живописец был женат два раза. С 1949 по 1967 год года его женой была художница и дизайнер Изабель Уилсон (1921-1980).

В 1968 году его супругой стала Дороти Херзка.

От первого брака у Роя Лихтенштейна осталось двое отпрыской - Дэвид Хойт (1954) и Митчел Уилсон (1956).

Младший отпрыск художника Митчел Уилсон Лихтенштейн - удачный сценарист, актер и режиссер.

29 сентября 1997 года Рой Лихтенштейн погиб в одной из клиник Манхэттена от осложнений, появившихся опосля перенесенной им пневмонии.

Картины художника высоко ценятся искусствоведами и любителями живописи. В ноябре 2010 года картина Лихтенштейна «Ohhh...Alright...» была продана на аукционе Christie's за 42,6 миллионов баксов, в ноябре 2011 года его полотно «I Can See the Whole Room!... " было продано в Нью-Йорке за 43,2 миллиона баксов. В мае 2012 года картина Лихтенштейна "Спящая женщина" была продана на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке за 44,8 миллиона баксов, что стало рекордом для этого художника.

Материал подготовлен на базе инфы открытых источников