Президент Алжира находится в госпитале в Париже

Анатолия Чубайса заинтриговали сверхтехнологичные проекты из Калининграда


Вечерний взлом

Одна из мощных сторон театрального комплекса Новейшей сцены Александринского театра - его технологическое оснащение, в индивидуальности неповторимое мультимедийное оборудование. Благодаря этому факту управление Новейший сцены привечает различные технологичные искусства - видеоарт, электронную музыку. На этот раз на площадках Новейшей сцены в течение 6 часов проходила программа «Взламывая звук», посвященная истории российских музыкальных технологий. Открыла ее лекция Андрея Смирнова, директора Термен-центра при Столичной гос консерватории. Он самый компетентный спец по истории русской электронной музыки, которая, как стало понятно аудитории данной нам лекции, в 20-е годы опережала забугорные заслуги «лет на 30, а в чем либо даже больше». Но воодушевленный тон понадобился лектору только для первой части лекции, ибо опосля романтичного взлета первого послереволюционного десятилетия последовала долгая деградация данной отрасли музыки. Потому постсоветскому поколению музыкантов-электронщиков пришлось уже оглядываться на Запад, осваивая опыт догоняющего развития. Как мы догоняли и как находили себя на этом пути, повествует показанный опосля лекции австрийский кинофильм «Электро Москва» Лены Тихоновой и Доминика Шпритцендорфера - самое подробное на нынешний день документальное исследование о пионерах поздне- и постсоветской электроники.

«Электро Москва» завершил историческую часть вечера, после этого нынешние успехи музыкальных технологий показали сами музыканты: в фойе прошел концерт столичного оркестра лэптопов Cyberorchestra, а потом в зале - дуэты лэптопов и живых инструментов. Нужно огласить, что совместное музицирование на лэптопах, расширение способностей акустических инструментов в их содействии с разными «примочками» и вообщем процесс изобретения звуков освоен героями отечественной электроакустики полностью на мировом уровне. Потому оценивать качество александринской затеи со «взламыванием звука» можно без всяких скидок. И здесь при всех плюсах участвовавших в концертах музыкантов - Дмитрия Байкова, Ильи Белорукова, Дмитрия Дубова, Александра Кулагина, Олега Макарова, Андрея Смирнова, Kurt Liedwart, Patrick K.-H.-- направляет на себя внимание один недостаток куратора этого вечера Антона Яхонтова.

Концерты на лэптопах сейчас уже полностью всераспространенная практика на клубных и камерных экспериментальных площадках. Потому их перемещение на Новейшую сцену Александринского театра в обыкновенном для профильных клубов и площадок формате не стало событием. Либо быстрее так - стало еще одним событием в ряду множества схожих. Чему доказательство - много пустующих кресел в залах и фойе театра. Для сопоставления можно вспомнить недавний аншлаг тут же, на концерте существенно наименее демократичной, чисто академической музыки Столичного ансамбля современной музыки, который смог составить програмку из опусов, расширяющих концертную практику схожими театру языками - видео, хореографией, перформансом. А вот на «Взламывании звука» куратор не находил какого-то необычного подхода к расширительному истолкованию театрального места, имплантируя в него хоть и схожее, но все таки другое искусство. Потому продуктивной, как говорили некогда, «смычки городка и деревни» не вышло. Новенькая сцена Александринки и электроакустическая музыка в этот вечер оказались любая при собственном, не образовав благотворного микста. Но Новенькая сцена на то и новенькая, чтоб находить такие межформатные миксты. Потому этот минус, будучи первым опытом, оборачивается плюсом - как поучительный эпизод нелегкого процесса ориентации в междисциплинарном пространстве современного театра.