Царевич Гарри научился строить туалеты в Антарктиде

Дельфин, Налич и Антон Беляев стали номинантами "Золотой горгульи"


Пеэп Пукс: мы были тогда свободней, чем вы сейчас!

Тем более русскому кинозрителю Эстонии новейшего поколения навряд ли знакомы киноленты Пукса, хотя его картины непременно заслуживают внимания, они пропитаны гуманизмом и уважением к человеку. Основное правило, по которому снимал кино мастер, было такое: выбирай героев, чей пример придает сил и которые возвышают зрителя.

В современном мире режиссер нередко рассуждает так: чем наиболее отрицателен герой, тем лучше, ведь шумихи вокруг ленты будет больше. Но, ежели считается, что писатель отвечает за собственных придуманных героев перед Богом, то и режиссер несет еще огромную ответственность за снятых и показанных зрителю настоящих людей.

Встретившись с Пуксом, мы погрузились в мир кино и воспоминаний. По требованию режиссера (тем паче что интервью записывалось на эстонском) мы перебежали на ты. «Мы же коллеги, и здесь нет границ возраста либо национальности, потому не нужно мне выкать», - был категоричен мастер.

С что началась твоя карьера в кино?

Я родился в Таллине, обучался в 10-й средней школе, грезил поступить обучаться на сцена­риста во ВГИК. Но, поехав поступать в Москву, опосля первого же экзамена сам забрал документы и возвратился назад в Эстонию. Как говорится, твои языковые границы - границы твоего мира. Мое познание российского было очевидно недостающим для того, чтоб обучаться на российском. Поступил в Тартуский институт на специальность эстонская филология и журналистика. Позже работал в «Вечерке» («Õhtuleht»).

И вот как-то раз, как это в жизни бывает, совсем случаем встретил Пеэду Оямаа, который был основным редактором отдела хроники на «Таллиннфильме». Пеэду спросил, не желаю ли я стать редактором кинохроники? Это было просто неописуемое счастье!

Работая в протяжении почти всех лет на «Таллиннфильме», поначалу редактором, а позже больше 20 лет режиссером, Пеэп снял наиболее 100 документальных кинофильмов и сюжетов для кинохроники.

Что поменялось в документальном кино с того времени?

Ежели так ассоциировать, то у нас были огромные достоинства, потому что вся кинохроника и весь кинодокументальный мир находились в 2-ух комнатах «Таллиннфильма». Мы все знали друг дружку, знали, кто что снимает, кто что делает, могли помогать и рекомендовать друг дружке, а это чрезвычайно принципиально.

У всех наших кинофильмов был кинопрокат. Длина документальной фильмы составляла 10-20 минут, их демонстрировали в кинозалах перед игровой картиной. Я много лет говорю о том, что в Таллинне мог бы, - нет, не мог бы, а должен быть! - документальный кинозал. Кино - это искусство огромного экрана.

Я все таки думаю, что и документальное кино у нас сейчас демонстрируют больше, чем ранее. Но мне жалко, что золотые шедевры эстонской русской документалистики, снятые твоим поколением, нигде нельзя поглядеть. В 2012 году фестиваль «ДокПойнт» демонстрировал програмку «Забытое кино», в таковой же рубрике идут по субботам по ETV2 красивые старенькые киноленты, но чрезвычайно удивительно, что твое кино нельзя поглядеть в Вебе - при всей интернетизированности нашей страны.

Я думаю, что киноленты важны для собственного времени. Их соображают лучше конкретно те люди, о которых и для которых они сняты. Ежели какое-то кино, проживая десятилетия, остается в истории, остается нужным, принципиальным, актуальным - это отлично!

Мне жалко даже не того, что киноленты не демонстрируют, а то, что нередко ленты даже не сохраняются. Бессчетные цветные киноленты стали просто красноватыми, почти все фильмы осыпались, черно-белые - все в полосочку и т.д.. Когда что-то уходит навсегда - это вправду жалко.

Но можно поглядеть на этот вопросец с иной стороны. Мы с Пеэтером Тоомингом, моим красивым сотрудником, перед которым я в не­оплатном долгу, делали кинофильм «Родная деревня» в 1969 году. И знаешь, что общего меж моим фильмом и твоим «Суур-Сыямяэ»? Мы снимали о исчезновении эстонской деревни. У тебя в кино та же тема - разрыв связи человека с землей, неестественно разрубленные судьбы. Да и у тебя, и у меня есть герои, которые молвят, что нельзя отчаиваться, сдаваться, нужно жить.

Мы с Пеэтером снимали кинофильм про деревенские школы, где осталось по нескольку учеников. Позже у нас были проблемы, что мы плачем о эстонском времени. А взгляни, что на данный момент происходит? Целые гимназии закрывают, и никто не лицезреет в этом катастрофы.

Пеэп по образованию эстонский филолог, может, в этом секрет того, что его киноленты про эстонских писателей и поэтов: «А.Х. Таммсааре», «История Юхана Лийва», - входят в золотое наследие эстонского кино.

В каком-то смысле для вас пришлось работать в сложное время, было много цензоров, проверок, писаных и неписаных правил. Но, с иной стороны, вы были еще свободней нас сейчас. Я, к примеру, не знаю, что буду снимать завтра и на что мне жить.

Вот так и напиши! Что мы были тогда свободней, чем вы сейчас! Мы знали правила игры, мы соображали, что можно, а что нельзя. Но ежели кинофильм запус­кали в создание, ты мог снимать, не принципиально, вышел кинофильм либо нет, ты делал кино. Мы находили новейший язык, это было любопытно, потому что наш «код» соображали и зрители. У нас была художественная комиссия, сейчас этого тоже нет.

От того, в какую категорию определят твое кино: в первую, вторую либо третью и даже 4-ая была, зависело, какой гонорар ты получишь. Высшая категория присуждалась, ежели кинофильм приняли в Москве и он вышел во всесоюзный прокат. Средства делились по другому принципу.

Я с огромным уважением отношусь к твоему поколению, к тому, что вы находите в для себя силы делать кино. Но взгляни, как много новейших имен возникло на данный момент в документальном кино: Яак Кильми, Андрес Маймик, Марианна Каат, Куллар Виймне, Хейлика Пикков, Ленни Линна, Меэлис Муху, Кристина Норман, Хелле Мурдмаа, Керсти Уйбо, Мооника Сийметс, Ану Аун! И какие все непохожие друг на друга, какие личные картины у всех! Вы - наши наследники и наши потомки.

Пеэп, ты получил высшую заслугу в области культуры: премию за дело всей жизни, за вклад в культуру. Это было нежданно?

Да, если честно, чрезвычайно не­ожиданно. Я сам был в комиссии по присуждению премий два года назад и знаю, какой большой перечень кандидатов туда подают. Я знал, что меня выдвинули, но потому что моими соперниками были достойнейшие люди, то я не задумывался, что получу премию.

Тойво-Пеэп Пукс

• Родился 17 апреля 1940 года

• 1964 - закончил Тартуский институт, одним из первых филологов защитил диплом по теме, связанной с телевидением

• С 1966 года работает на студии «Таллиннфильм»

• В 1991-2000 гг. выступал в качестве

создателя и режиссера образовательных передач ETV

• В текущее время отошел от съемок документального кино