Занятной традицией Берлинале, третьего по значению мирового кинофестиваля, является присутствие в его основной програмке (с незамудреным заглавием «Конкурс») кинофильмов, в этом самом конкурсе не участвующих. Традиционно это огромные премьеры с громкими именами. В этом году в «Конкурсе», но вне конкурса
представлены «Нимфоманка. Том I» (Nymphomaniac Volume I) Ларса фон Триера, «Охотники за сокровищами» (The Monuments Men) Джорджа Клуни и «Красавица и чудовище» (La belle et la bete) Кристофа Гана.
Логика выведения этих кинофильмов за скобки интуитивно понятна, но не полностью поочередна. Можно огласить, что вне конкурса оказались ленты, которые быстрее могут быть отнесены к мейнстриму, чем те, с которыми они соседствуют.
Это полностью относится к «Охотникам за сокровищами» Клуни, в каких он сам, Мэтт Деймон, Билл Мюррей, Джон Гудман и их товарищи выручают произведения искусства от немецко-фашистских захватчиков.
Приблизительно этот же набор ингредиентов не мешает участвовать в конкурсах Каннского и Венецианского фестивалей картинам братьев Коэн - но там они не так сильно выделяются из программы, как в Берлине, конкурс которого составляют в большей степени малоизвестные условному обычному зрителю имена.
Следуя той же логике, можно было бы исключить из конкурса и кинофильм открытия «Отель "Гранд-Будапешт" (The Grand Budapest Hotel) Уэса Андерсона -
тут под управлением обожаемого бессчетными поклонниками режиссера выступает парад фаворитных артистов: Эдриен Броди, Райф Файнс, Матьё Амальрик, Уиллем Дефо, Билл Мюррей, Эдвард Нортон, Сирша Ронан, Джейсон Шварцман, Тильда Суинтон, Оуэн Уилсон и почти все остальные.
Но этот американец любим и фестивальными директорами, а его "Царство полной луны" открывало в 2012 году Каннский фестиваль, где участвовало в конкурсе. В Берлине с новеньким фильмом Андерсона поступили точно так же.
В "Нимфоманке" Триера тоже хватает узнаваемых актеров - и навряд ли кто-то усомнится в том, что этот режиссер является представителем авторского кино: любая его картина - упор в програмке того либо другого огромного фестиваля. Поводом для выведения его за рамки конкурса быть может то, что
"Нимфоманка", пусть и в урезанной прокатной версии, уже идет в кинозалах почти всех государств. Так что премьера полной режиссерской версии обозначается как одно из важнейших фестивальных событий, но обособляется в програмке.
Наиболее сложным представляется вариант "Кросотки и чудовища" Кристофа Гана. Его имя отлично понятно фанатам высокохудожественных кинофильмов ужасов, но режиссер "Сайлент Хилла" и "Братства волка" не заходит в фестивальную обойму не является рядовым жанровым спецом. Его место - кое-где рядом с Гильермо Дель Торо в категории "визионеры". Главные роли в кинофильме, трейлер которого похож на ремейк диснеевского мульта, играют Венсан Кассель и недавний сотриумфатор Каннского кинофестиваля Леа Сейду (она, кстати, возникает и в "Отеле..." у Андерсона). Можно было бы и включить в конкурс, но, видимо, больно странноватая история для Берлинале.
Огласить, что другие имена в конкурсной програмке ничего не молвят, нельзя - меж общеизвестными и совсем неизвестными много промежных ступеней.
В кинофильме француза алжирского происхождения Рашида Бушареба "Двое парней в городке" (Two Men in Town) играют Форест Уитакер и Харви Кейтел (и он есть у Андерсона).
В 2006-м его "Дни славы" (Days of Glory) получали призы в Канне.
Отлично известен и Ричард Линклейтер - южноамериканский "независящий", чей прошлогодний кинофильм "Перед полуночью" (Before Midnight) получил 10-ки наград и оказался во множестве списков наилучших картин года. Попаданию в берлинский конкурс его новейшей ленты "Отрочество" (Boyhood) не воспрепядствовало и то, что глобальная премьера уже свершилась не так давно на фествале "Сандэнс".
Этот кинофильм Линклейтер снимал в протяжении 12 лет - чтоб показать историю взросления мальчугана (Эллар Колтрейн), которого, по сюжету, растят разведенные предки (их сыграли Итан Хоук и Патрисия Аркетт).
Участвует в конкурсе "Жизнь Райли" (Aimer, boire et chanter) французского классика Алена Рене. В картине норвежца Ханса Петтера Моланда "В порядке исчезновения" (Kraftidioten) играют Стеллан Скарсгаард и Бруно Ганц. Из претендующих на "Золотого медведя" германцев самым представительным кажется Доминик Граф с фильмом "Возлюбленные сестры" (Die geliebten Schwestern).
Вообщем, привлекающие внимание имена и сюжеты разбросаны по различным програмкам этого фестиваля, имеющего репутацию одно из самых хаотичных глобальных киносмотров. В програмках "Форум" и "Панорама" обычно можно узреть несколько увлекательных независящих американских кинофильмов - если б их не привезли в Берлин, пришлось бы отчаливать за ними на "Сандэнс".
Тут покажут "Галлею" (Calvary) англичанина Джона Майкла Макдонаха, "Путешествие на Запад" (Xi You) тайваньца Цая Мин Ляна и "Вторую игру" (Al doilea joc) румына Корнелиу Порумбою.
Тут же хватает и наименее тривиальных исходя из убеждений наблюдения за актуальным кино, но заманивающих необходимыми для мировой культуры именами кинофильмов. Это документальный кинофильм Мишеля Гондри "Счастлив ли высочайший человек?" (Is the Man Who is Tall Happy?), героем которого стал философ Ноам Хомски.
Либо, к примеру, "Похищение Мишеля Уэльбека" (L'enlevement de Michelle Houellebecq) Гийома Никлу, в каком Мишеля Уэльбека играет Мишель Уэльбек.
Либо кинопроект "Триптих", изготовленный Педро Пиресом вкупе с театральным режиссером Робером Лепажем.
В ретроспективах упор этого года изготовлен на игре света и тени: в соответственной програмке с заглавием "Эстетика теней" покажут киноленты японских классиков Кендзи Мизогучи, Ясудзиро Одзу, Акиры Куросавы и наименее узнаваемых Тейносуке Кинугасы, Микио Нарусе, Кадзиро Ямамоты, Томотаки Тасаки, также Жана Кокто, Марселя Карне, Жюля Дассена, Фридриха Вильгельма Мурнау, Герхарда Лампрехта, Джона Форда, Сатьяджита Рэя.
Самым же громким событием данной нам части фестивале можно именовать показ-концерт отреставрированной версии "Кабинета Доктора Калигари" Роберта Вине, музыку к которой написал гуру авангардного джаза Джон Зорн.
Владимир Лященко (Берлин)